Бельгия
План был такой: день на Антверпен-Гент, еще один на Брюгге, последний на Брюссель. Но я засуетилась-задергалась-затрепыхалась, обнаружив, что в пн Бельгия отдыхает, рванула в брюссельские музеи, с тем чтобы в тот же день успеть в Антверпен-Гент, оставив „наружные“ осмотры столицы на потом… И все равно ведь ничего путного не вышло из поедания столицы в два приема. Сухомятка, перекус на ходу … разве что в промежутке между двумя порциями фаст-фуда удался-таки полноценный обед в ресторане…
Можно было иначе? Первый план был лучше. Ж/д вокзал Гента далековато, да. Однако трамвай ходит (хоть и непонятно как и откуда, из-за „стройработ“). Но можно было и автобусом из Антверпена выбраться.
Или уж так: ехать из Брюсселя и использовать 50%-ю скидку выходного дня. Ermäßigter Fahrschein für Hin- und Rückfahrt von freitagabends ab 19.00 Uhr bis sonntagabends. Купить билет на Брюгге, высадиться в Генте, оттуда съездить в Антверпен, с такой же скидкой. В Антверпене оставаться недолго – Генту побольше внимания уделить. Вечером продолжить путь в направлении Брюгге.
Однако в итоге несколько скомканной поездки заполнился все же ларчик впечатлений:
БРЮССЕЛЬ. Плоды „брюсселизации“* меньше раздражают, чем ожидалось. Осталось ощущение человеческого измерения. Брюссель встретил роялем в аэропорту и поразил простым, но эффективным усовершенствованием в метро – столбиком-тройником: вертикальный поручень рас-траивается – больше людей могут держаться. (И зачем это им… у них там пусто по сравнению с берлинской толкучкой!)
*— хаотический подход к реконструкции городов, при котором происходит неконтролируемый массовый снос исторической застройки, замещаемой современными зданиями сомнительных архитектурных достоинств.
Еще одно воспоминание надолго – „виды“. Первое впечатление было – ощущение простора, „достопримечательности“ все открыты взгляду. И углы зрения будто заранее спланированы.
Даже и средневековая Черная башня рядом с церковью св. Екатерины – не „спрятана“, она скорее защищена и подчеркнута новой „стеной“-высоткой:
Но по порядку.
Человечный Евроквартал, где здания переглядываются-отражаются друг в друге,
мирно соседствуют невзирая на возраст. Осознанно включают человеческую перспективу, хотя бы в виде скульптур, живущих своей жизнью рядышком с высотками из стекла и бетона.
„Поучительные“ удивления возле Королевской библиотеки, на спуске из Верхнего города:
лежбища бомжей в мешках под цвет граффити,
„русский“ след:
(и вообще русского немало: Rue de Russi на юге, р-н Сталинград, где находится Главный Писающий…).
Всего интереснее „выставка“ на городской стене, по принципу пятен Роршаха: неровности-пятна опознаны, названы, помещены в рамочку:
Ну и потом: задающее удобный маршрут Писающее семейство. И прежде всего Главный. Что приятно: писает не на тебя. Смотрит тебе в глаза, а нужду справляет в другую сторону:
Он был первым, этот вызов чинному бюргерскому духу. Остальные выстраивались у него за спиной, расширяя освоенный пятачок прав: дополняли начальные амбиции свободы протестом против дискриминации. Писающая собачка тоже имеет право быть запечатленной скульптурно:
Подружка manneken pis восстанавливает гендерное равновесие.
Ограждена решеткой от покушений, а воспринимается как обезьянка в клетке… Собирает толпы паломников. Школьников оттесняют японцы:
Говорят, на самом деле ее посадили для привлечения туристов в тупичок (Верности / fidélité). Но нет, симпатичный район и без того хорошо посещается. А наискосок в том же тупичке многоэтажный бар Delirium (по названию пивного сорта Delirium tremens).
(Не забыть вкус bush ambre, 12%, чудесный аромат, свежий вкус, горьковатый привкус настолько слаб, что и дамы примирятся…)
Боюсь, при такой канве настрой туристов слегка легкомысленный…
„Достопримечательности“ изобильны и масштабны – иногда глазом не охватить. Фотографировать Большую площадь (фламандское барокко, брабантская готика) можно разве лежа. (И фотографируют! барочную ратушу, Дом Короля=Герцога Брабантского, ставшего королем Испании, перестроенный в 19 в. в стиле неоготики). Правда, можно еще выбрать фрагмент, рассказывающий интересную историю. Например, сюжет об Аполлоне, поражающем дракона-Пифона на фронтоне дома Волчицы.
Простодушные истории бродят-водят по городу… И что ж? Они больше, чем простая уступка веку масс. Они не наивнее, чем их создатели. Смотрим в церкви св. Николая сценку из жизни средневекового города 17 в.:
(На что они там смотрят? на пушечное ядро Короля-Солнца, падающее на церковь? во время осады Брюсселя в 1695, в 9-летнюю войну?) А вот нимб, превращающий святого в этакого Карлсона с нестандартно размещенным моторчиком:
натертые до блеска стигматы на ступнях святого:
Историю Брюсселя творили не (только) „небожители“, она проросла из восприятия обычных людей и прочно поселилась в быту. Быт и история здесь – одного масштаба, быт полноправен, равноправен „большому“, встроен в него и упорно завладевает вниманием. Спасая от непропорционально огромного, нечеловеческого / бесчеловечного.
Так что – да будут нелепости, казусы, оригинальности, забавности! Площадь фонтанов, где роль фонтанов играют сухие деревья в кадках. Радужный переход-зебра, ведущий к домику ЛГБТ. Гардероб писающего „манекена“… Мобильный мусоросборник…
Или отельчик-оборотень: кусочек Марокко за углом Гран-Пляс (Grote markt), скрывающийся под маской Моцарта.
Игнорирует зимние холода – что они ему! на открытых верандочках на фоне пышной растительности и восточных орнаментов гордо лежат верблюды, свисают с веток лимоны, журчит фонтан…
АНТВЕРПЕН… Город ювелиров (Брюгге-Антверпен испано-католический уступил промысел протестантскому Амстердаму – и отвоевал позиции: опытные огранщики мал. камней стекались в Антверпен) продает ок. половины бриллиантов мира и гордится „ж/д собором“ н. 20 в.
На это уже прошедшее – а сейчас… Не сказать, что столица бельгийской моды удивляет дизайном зданий.
Из плюсквамперфектных построек многое в лесах. Включая самое старое строение, замок Стен н. 13 в. Правда, Длинного Ваппера за заборчиком рассмотреть можно… и Дом мясников стоит себе… и три площади почти не затронуты реставрацией – Groenplaats, треугольная Handschoenmarkt (Перчаточного рынка), Grote Markt.
там есть что посмотреть.
Собор Пресв. Богородицы / Onze-Live-Vrouwekathedraal / Cathédrale Notre-Dame / Liebfrauenkathedrale/ Cathedral of Our Lady, Catedral de Nuestra Seňora с четырьмя Рубенсами виден cо стороны Groenplaats (сбоку) и Handschoenmarkt (с фасада),
фонтаны Брабо (тот, кто победил великана Антигона с Шельды, отрубавшего морякам кисти рук) есть на Handschoenmarkt и Grote Markt,
последний в к. 16 в. пострадал от „Испанской ярости“ (солдатам не выплатили жалованье – сожгли 600 домов, уничтожили несколько тыс. жителей), но с тех пор отстроился и выглядит достойно: именно на этой площади можно увидеть дома гильдий и ренессансную Ратушу…
Правда, в том, что в Антверпене глазу открывается, ничего особо необычного.
И что интересного в подземном канале св. Анны (37 м в глубину, 500 в длину, деревянный эскалатор)? можно только позавидовать тем, кто проезжает его на велосипеде…
Офис подземных экскурсий на Sukerrui (Сахарном канале) рано закрывается (да и все равно мест нет, заказывать экскурсии рекомендуют задолго до поездки)…
Поражает разве Дом Рубенса, перестроенный им по итальянским образцам. Не обманывает ожидания – правда, если заранее настроиться на то, что собственных картин Рубенса там мало, как и аутентичных интерьеров, полностью оригинальны разве павильон во дворе и портик, спроектированный художником по образцу римских триумфальной арки и городских ворот… Кстати, дворовые постройки тоже наполовину в лесах…
(В короткой кровати спали полусидя: думали, это лучше для пищеварения и кровообращения.)
Здесь художник жил 29 последних лет жизни до смерти в 1640. Сюда привел вторую жену Елену Фоурмен / Helena Fourment (16 лет в год свадьбы, 5 детей). Здесь собирал свою коллекцию живописи и скульптуры. Работал в мастерской рядом с другими художниками (из младших – ван Дейк).
Дружил и рисовал вместе с Яном Брейгелем-ст. (Рубенс – фигуры, Брейгель – ландшафты и натрюрморты).
Не очень далеко от Дома место упокоения художника, одна из 23 капелл церкви св. Иакова.
Но и там скатываешься в забавности, вроде изображения свиньи или вроде румяных Мадонны с младенцем.
ГЕНТ. Когда-нибудь надо будет днем посмотреть там
Gravensteen (Графский замок) 12 в.
площадь Emile Braun, на ней готические здания:
St. Niklaskerk 13 в. – готика не Брабантская, а более строгая Шельдская
Белфорт 14 в.
Sint-Baafskathedraal / Собор св. Бавона (покровителя Гента и всей Бельгии) 16 в. c „Гентским алтарем“ Яна и Хуберта ван Эйков
Рядом еще Королевский театр и Ратуша, а дальше – Замок Джеральда Дьявола (прообраз Синей Бороды? ревнивый и жестокий отец „Мавра“?).
А в другую сторону – вид на Korenlei и Graslei с St. Michelskerk
На потом остается многое. Квартал Патерсхол («нора священников») по соседству с монастырем кармелитов 13 в.: сердце средневекового Гента, богатый и престижный в 15 в., пролетарский в 19 в., квартал красных фонарей до 2-й мировой, вновь престижный в наши дни;
интересен мост Brug der Geneugten („императорских развлечений“), скульптурно изображающий сценки из жизни Карла V (того, кто в сер. 16 в. устроил не желающим платить налоги бунтарям „босой марш“ с петлей не шее). А ещё
можно заглянуть в бегинаж св. Елизаветы и
центр Vooruit н. 20 в….
Только уж никаких писающих больше (там тоже есть свой Главный и подружки-близнецы)!
БРЮГГЕ – Для кого-то мертвый и туристский, а по мне – спокойный и стильный до мелочей. Кому-то уже приелось: „Залечь на дно“, „Северная Венеция“, „туристские аттракционы“. Аттракционы? или притягивающие туристов истории в картинках, здесь особенной густоты?
Озеро Любви, лебеди в огромном количестве – назначенный королем штраф за обезглавленного советника Ланхальса… Бегинаж… госпиталь Синт Ян / св. Иоанна… второе в мире по высоте кирпичное здание Нотр-Дам, с Мадонной Брюгге, – единственной скульптурой Микеланджело Буонарроти, вывезенной из Италии еще при его жизни…
Гроте Маркт с памятником национальным героям Фландрии Брейделю и Конинку, в н. 14 в. вычислявшим и вырезавшим французов с помощью словесной ловушки-шибболета, там же средневековые домики 17 в. (и Самый старый дом 15 в. с солнечными часами и флюгером) и Белфорт с 388 ступеньками…
И, конечно, площадь Бург. На которой много всего: Базилика св. крови 13 в., с позолоченным пеликаном и реликвией св. крови.
А с оборотной стороны площади – галерея над улицей Слепого осла, соединяющая Ратушу со Старой канцелярией суда (н. 16 в., переход от готики к Ренессансу),
И дальше: Dukes‘ Palace, Дворец герцогов Бургундии 15/16 в. на ул. Prinsenhof / Генуэзская ложа, сейчас музей картошки фри.
Рядом дом Ван дер Бёрзе с прямоугольным готическим фасадом сер. XV в. – первая биржа в мире.
Jan van Eyckplein с огромной скульптурой кита из 5 т выловленного в Тихом океане пластика, с Гражданской ложей общества Белого медведя, с готической средневековой таможней.
Растиражированные (и все равно прекрасные) виды набережной Роз Rosenhoedkaai (с Белфортом)
и мост св. Яна Непомуцкого (чешский святой с 5 звездами на нимбе)…
(Передохнуть…) Hof Bladelin к. 15 в. (после управляющего Карла Смелого и казначея ордена Золотого Руна им владел флорентийский купец из дома Медичи).
Boterhuis.
Jeruzalemkerk (семейная часовня, перестроенная богатым горожанином по образу церкви Гроба Господня в Иерусалиме: медный купол в форме земного шара с мальтийским крестом; здесь снимали кадры фильма „Залечь на дно в Брюгге“, где про Святую кровь) рядом с б. богадельней Volkskundemuseum… и это ДАЛЕКО НЕ ВСЕ!
„Трибуна“ – эркер XVI в., жилье главы гильдии ювелиров и серебряных дел мастеров – начало моих хождений по Брюгге.
СтОит начать – почти сразу незаметно впадаешь в фотобезумие, щелкаешь затвором направо и налево, не переставая, ходишь с открытым ртом. Выбрав счастье – как выбрал его этот город…
Мертвенный, старперский?
Взять в руки citymap для подростков – обнаружится мощный вброс городских историй-анекдотов, выдвигающих на первый план динамичную лихую романтическую изнанку города. Тут нагнетающая страхи супер-узкая Jack thе Ripper Alley (эта?),
тут загадочная золотая рука, что утащила на дно выловившего золотого угря рыбака (угри с тех пор из вод Брюгге исчезли, а вот рука время от времени является)… И, конечно, олдскульные и поп-артовские бары, бар с супом из пива…
Романтика – однако никакого анархизма! Из маленького гида для подростков узнаешь, что импульс пописать не в туалете обойдется в 250€.
Брюгге-для-юнцов, кстати, и историю замечательно динамизирует, подает под современным соусом: бегинки и бенедиктинки представляют бельгийский феминизм, он родился уже в 1200. И именно из молодежного гида узнаешь, что „Bellfry was taller in the middle ages than now“ (удалено некое деревянное сооружение на верхушке, поскольку было поражено когда-то молнией и пару раз горело)…
Юный духом Брюгге – это и неожиданные городские скульптуры,
и наблюдающие прохожих механические куклы,
и вызывающие шоколадные фигурки…
Дело даже и не в возрастной ориентации, не в юном „психологическом возрасте“ старого города.
Тут – особенно у воды – поджидают и захватывают в плен тихие оглушающие открытия,
удерживает взгляд гарантированная красота деталей,
не отпускает милота солнечных улыбок-зайчиков,
струящихся отражений,
уютно обустроенных руин,
ненавязчивых напоминаний об имидже, которые притаились там, где и не ждешь…
Так что в какой-то момент ловишь себя на том, что прикидываешь: где бы и в самом деле залечь на дно… чтоб наполниться и пропитаться всем этим – и выдохнуть свое „да“ чистой стране, которая всегда рядом.