Castorfs „Die Brüder Karamazow“ an der Berliner Volksbühne

Voklsbuehne

Безоговорочно удалось единственное: построение сцены. На черном фоне дом с беседкой и огромной лужей перед ней (в к-й все или почти все актеры – бедные – должны были вываляться), длинный забор с единственной (приличной: „коммерческой“ надписью „Продам квартиру, тел…“),  экран, на котором показывали сцену „внутри“ (комнаты, церковь, сауна, некое розовое и в розах пространство разврата).

Черные же бинбэги показались ужасны; устроиться в них можно было, но приходилось замереть и не двигаться – иначе расползались и твердели, так что 3 ч действа едва можно было вынести.

Ужасны были и вставки актуальной тематики, от Сталина и Гитлера до Путина и российских наци. На слух они были просто чудовищно плоские=пошлые на фоне класического текста. Может, они смотрелись бы хорошо в инсценировке „Бесов“, но в „Карамазовых“ они выровняли философский рельеф: глубину превратили в поверхность.

Вообще стиль игры больше подошел бы „Бесам“. Вся пьеса прошла на крике (актеры старательно изображали неведомый немцам непереводимый „надрыв“). Почти без пульсации ритма – монотонно истерично. В итоге и экзальтация Катерины Ивановны, и самобичевание Грушеньки, и горячность Алеши, и настроения Лизы, – все свелось к одному знаменателю. Все были одинаковы. Все одержимы-бесноваты. Или: все в переходный период (с досадой узнавалось знакомое…). Достоевский проиграл, теперь в Берлине у него  будет плохая репутация…

Было скучно и досадно, и не хотелось думать, почему Смердяков стал женщиной. Или почему женщиной выведен был Зосима, он же Черт, он же Катерина Ивановна.

И только когда актеры становились вменяемы, было неплохо; в сценах Ивана с Чертом, например.

GameScienceCenter Berlin

GameScienceCenter, наше отложенное удовольствие: как раз туда мы не дошли в воскресенье (из-за бомбы).
Умные устройства переводят действия людей (жесты, гримасы, звуки, движения…) на язык дигитального мира, а потом возвращают в мир реальный – картинами, музыкой, театром…
Мы

  • „писали“ смешные истории, выбирая вариант продолжения; унесли с собой метры историй! (Choosatron)
  • создавали собственные ландшафты и одновременно их карты (augmented reality sandbox)
  • микшировали музыку, передвигая блоки: добавляли инструменты, меняли темп_ громкость и т.д. (reactable)
  • как в Minoruty Report, движениями рук управляли целым миром (leap motion)
  • двигая пальчиками, отрывали и приставляли головы роботам
  • крутили рукоятки на пульте – и передвигались в собственных цветомузыкальных ландшафтах (panoramical)
  • голосом создавали картинки, как в PC-плэйере (SoundSelf)
  • узнали, как делается binaural audio (звук записывается двумя микрофонами, таким, какой слышим ушами)
  • вместо танцев под чужую музыку, создавали „свою“, танцуя (nagual dance)
  • дарили свою мимику смешному мишке (facerig)
  • движением глаз управляли программой отстрела астероидов (eye asterouds) – почувствуйте себя Стивеном Хокингом…
  • в игре quadrant, типа brain dots, тренировали скорость реакции, отслеживая передвижение большого квадрата (мой совет: забудьте про маленький, прогнозирующий передвижение…)

Ну да, многое известно по фильмам, мобильным приложениям и т.д. – но тут оно большое (ты рядом и внутри) и собрано вместе.
…Там еще были обучающая алфавиту игра, разные групповые игры…
И 3Д-фильм под завязку. Когда ко мне подошел зубр, вдруг задышало рядом, зафыркало, протянула руку – под рукой шерстяное… Мой первый опыт многомерной реальности случился много лет назад в Лос-Анджелесе, в студии Universal (смотрели многомерного Шрека; качало, обрызгивало…) – все равно ойкнула от неожиданности.
Но оказалось, это был всего лишь Антон: сопел бизоном, попался под руку…

Santa Susanna

Пригород Барселоны. Произносится шепелявя: Шанта Шушанна.

В этот раз Каталония приняла не слишком ласково. Ранняя осень – уже в начале октября. Пока солнце было, температура 23 градуса, но потом дождь закапал и ветер поднялся, люди надели куртки. Море-  штормовое.

Все равно в него залезала. В первые пару дней не плавать – просто стоять-выстаивать в волнах. Накатит – шлепнет по спине и пониже… А иногда накатит посерьезнее – и швырнет в гальку, и протащит…

Barcelona_StSusanna1015

Barcelona_StSusanna1015

Волны тяжелые, вздымаются, вскипают пеной на острие глыб бутылочного цвета, обрушиваются с грохотом, мелкие струйки извиваются змейками, сталкиваются, бьются. Большие острые камни разбивают волну, она разлетается облаком мелких брызг. Прибой захватывает и поднимает гальку и тяжелый темный песок, замешивает в воду – среди бутылочных осколков видна сукровица, телесное месиво…

Здесь на удивление много „нас“. В кафе обязательные подписи на русском. Не обязательно от носителей языка: что такое „свежая массовая“ aka mesa fresca? на картинке пицца; свежее тесто?.. Слышала разные объяснения, почему русских так много. Легче получить работу – а вместе с ней визу? недвижимость была по деньгам несколько лет назад, вот и рванули?.. вот и приземлились русские „завидные женихи“ с деньгами на глинистых каменистых берегах, среди мохноногих разлапистых пальм, породнились с теплыми земными людьми.

Мне нравится, что здесь пренебрегают общими формулами. Пользуются новыми, более подходящими местным привычкам. В поездах нельзя курить – не только сигареты, но и трубки!

Barcelona_StSusanna1015

Rothenburg odT: история

Часть Романтической дороги (вроде русского Золотого кольца), город с историей в 1000 лет, с к. 13 до н. 19 в. королевская резиденция. 30-летняя война пошатнула его вес, хоть постройки и сохранились благодаря героическому бургомистру (поразил вражеского генерала: выпил в один присест 3,25 л вина)…

Не удивительно, что здесь пестуют вкус к истории, холят вещи из истории, будто в домашнем очаге огонь поддерживают. Тут замечательные музеи.

Handwerkerhaus

Музей ремесленника в доме, в к-м ничего не менялось со времен средневековья: низкие потолки, 14-метровый колодец, изразцы печи и тд и тп. Здесь жили и работали в разное время бондари и красильщики, ткачи и сапожники… Их быт воспроизводится в комнатках-макетах на двух этажах. В подробностях, иногда курьезных: кровать в комнате подмастерьев – деревянный ящик, его закрывали, когда было холодно… Или вот философский стих в кабинете задумчивости:

Handwerkerhaus

Еще есть Криминальный музей – энциклопедия пыток, наказаний и провинностей в средние века.

Тут показывают дыбу, точнее, дыбы (разных сортов):

Streckbank

железный галстук:

eisKrawatte

и испанский воротник,

spKragen_Trunkenbolde_ua

Железную деву

eisJungfrau

и пояс верности:

Keuschheitsguertel2

Keuschheitsguertel3

(Пояса – двух видов: одни были с ключом, к-й муж брал с собой, и надевались надолго – другие на время или на случай, когда дама хотела защититься от изнасилования.)

Ну, и множество масок позора:

SChandmasken

– для неуемных спорщиц, честолюбцев, в наказание за свинское поведение… на каждый случай своя маска. По маске можно было узнать, за что человек наказан.

Они там в средние века были изобретательны и довольно остроумны в наказаниях. На любителей поскандалить надевали зажимы в форме скрипки; спорщиц в скрипичных воротниках ставили рядом, пока не примирятся. Плохих музыкантов выставляли у столба с флейтой позора:

Kriminalmuseum

Пьяниц заключали в бочку и пускали ходить. Злостных неплательщиков сажали в клетку и окунали в воду. Сажали-ставили в зажимах к позорному столбу, возили по городу на осле, усадив задом наперед. Писали письма позора:

Kriminalmuseum

Наказывали и… города. Например, снимали крышу с башни. Или проламывали брешь в стене.

При этом были уверены, что наказывают – действительно виноватых. Если подозреваемый выдерживал три цикла пыток, отпускали. (А кто выдерживал?.. Пытали жестко. Начинали сдавливанием больших пальцев, продолжали лодыжками, потом подвешивали…) Считали, что невиновного охранит бог.

И о ведьмовстве в музее тоже немножко есть. Неожиданное.

Фига, оказывается, должна была защищать от сглаза: фига, изображающая половой орган, призвана была отвлечь внимание демонов.

„Половое“ – с чем только не связывалось. С волосами. Волосы-талисман – ну, это известно. Все помним, что поступавших в монахи стригли; становится понятно, почему: считалось, что без волос они лишаются телесного желания, силы.  Порча волос должна была испортить жизнь их владельца, и в первую очередь плодовитости лишить.

Все это, конечно, действует сильно. С мелкими я бы в этот музей, наверное, не пошла; но вообще-то семей с малышами было на удивление много…

 

Rothenburg odT

С гордостью и стыдом сознаюсь: побывала-таки в главном „аттракционе“ франков – Rothenburg ob der Tauber, Ротенбург (на Таубере).

Да, там действительно стадами бродят туристы из Японии. На вокзале даже путеводитель для японцев выложен… Правда, и англоязычных – немало.

Нет, он не сказочный. Город как город, отойти из центра со стадами туристов – так даже и невзрачный местами; стены бетонные, видно по непокрашеным полосам вокруг окон, это типа наличники.

Люди, его населяющие, паразитируют на его средневековости, сохраняют и изображают ее так старательно, что она застывает маской.

И все же город симпатичный, нельзя не признать. Там, где чувствуется аутентичность. Где знаки времени не имитируются и не зализаны.

Ну да, домик-крошечка, что на всех глядит в три окошечка.

IMG_5279

Фахверки, башни, крепостные стены…

IMG_5177

Но еще – девизы хозяев на стенах домов, в стихах.

Hausmotto2a

Hausmotto6

И еще – не сразу заметная неправильность, кривизна. Там все кривое, и по замыслу, для красоты, и по нужде: так уж получилось у строителей. Кривые не только стены

RodT_krivizna2

или кровли,

Rotenburg o.d.T.

но и коньки крыш,

RodT_krivizna5

и трубы…

RodT_krivizna4

Устав от раскрашенной маски старости, радуешься старости реальной: осыпающейся штукатурке, руинам, природе, побеждающей камень. Дело вкуса, конечно…

IMG_5186

Нечаянная радость – прогулка по крепостной стене.

Rotenburg o.d.T.

Кружишь вокруг города по стене – город становится единым целым, впечатления связываются воедино. Ротенбург в авоське. А завершение – вид с башни, через к-ю вошли сюда.

Rathaus_StJakobskirche

Нащелкала под 200 фото. Не знаешь, что выбрать – виды и виды…

Ну, и музеи – Дом ремесленника, Криминальный музей (все о пытках и наказаниях в средние века). Но об этом надо особо.

Prinzessinengarten

В паре шагов от  U Moritzplatz – еще один городской садик – чахлый, но уютный и приветливый. Около 20 чел. заботятся о нем: выращивают овощи и травы, продают экологически чистую еду с ингредиентами с грядок, ухаживают за пчелами, помогают починить велосипеды и проч. А я опять без фотокамеры, пришлось плафоном сохранять на память…

Lisboa

1. Приглядываемся к Лиссабону.

Просторные метро, необычные эскалаторы (едут наклонно-горизонтально-наклонно). Судя уже по метро, художники здесь в почете:

Lisboa

Lisboa

Птицы мира здесь – небезопасные, будто из фильма Хичкока. Такими мы их пережили в первый день – и потом держались подальше. Даже если птички вели себя пристойно, просто сидели себе:

Lisboa: birds of piece

2. Поехали на знаменитом желтом еlectrico, трамвайчике линии 28, от площади Martim Moniz. (Петуха с площади

Lisboa

встретили потом столько раз, что стало понятно: это существо легендарное. С историей.)

Трамвайчики Лиссабона  тоже с историей. Им будто бы 100 лет.

Но мы поехали – и не пожалели. И не только потому, что по пути встретились „все аттракционы“ (путеводитель!) района Алфама: монастырь Сан-Висенте-де-Фора с церковью Св. Энграсии = Пантеоном, Лиссабонский кафедральный собор, Базилика-да-Эштрела; а по другую сторону трамвая был еще и Замок Св. Георгия… Из трамвая удалось их рассмотреть, даже и в деталях:

Lisboa: Basílica da Estrela

Еще раз: не пожалели, что поехали. И не только из-за „достопримечательностей“.

Трамвай оказался шустрый, карабкался на склоны бодро, лучше фуникулеров, по узким улочкам катил лихо – казалось, сейчас заденем за балкончик, ставню или антенну-тарелку:

Lisboa

Lisboa

Верю в рассказы про то, как прохожие выхватывают фотоаппараты у туристов из трамвая…

Было весело. Но главное, можно было спокойно глазеть по сторонам и фиксировать в памяти все „лиссабонское“: ажурные решетки балконов, покрытые плиткой стены:

Lisboa

или такси – они здесь черные, как мавры:

Lisboa

3. Вылезли около сада Эштрела. По дороге встретилась бугенвилия.

Lisboa

Со спуска видно реку Тежу. Мост 25 апреля (это в честь „революции гвоздик“ 1974, когда „капитаны“ свергли режим Нового государства и установили либеральную демократию). Между прочим, второй по величине среди висячих мостов мира:

Lisboa: Ponte 25 de Abril(1974)

Тут и сложилось: крутые склоны, бугенвилия, красный висячий мост… – мы случайно не в Сан-Франциско?..

4. Лифт Элевадор-де-Санта-Жушта (строил ученик Эйфеля, 1902, высота 32 м, связка между районами – Байша внизу, Шиаду вверху) – вообще-то очень красивый. Ко времени нашего визита был в ремонте.

Lisboa

Потому фоткали не сам лифт, а виды сверху. А видно было опять-таки многое: от Площади Россиу (на самом деле Пл. Педру IV) до Площади маркиза де Помбала, отстроившего город после землетрясения 1755, от Замка Св. Георгия до Тежу.

Lisboa

Lisboa: Panorama1

И опять-таки – сверху замечательно видно все, включая мелочи, вроде ступенек, чтоб бродить по крышам:

Lisboa

Lisboa

4. Замок Св. Георгия, с руинами для археологов,

Lisboa

с мортирами и канонами для мальчишек

Lisboa

и с новым набором живописных видов для любителей селфи.

Lisboa

Лиссабон на закате. Нежный воздух.

Lisboa

5. С пубертирующими подростками получился Лиссабон для ленивых – панорамный. Очередную порцию панорам получили на желтом суденышке. Отплыли от Площади коммерции с Триумфальной аркой:

Lisboa: Praca do Comercio, Arco do Triunfo

По правую сторону – уже знакомые виды. А вот по левую… На первый взгляд – нищета и запустение, а всмотришься – неожиданно живописно.

Lisboa

Рутинное:

Lisboa

портовые виды –

Lisboa

и наконец район Белен, со знаменитыми воротами:

Lisboa:  Torre de Belém

и монастырем иеронимитов,

Lisboa: Mosteiro dos Jerónimos

с его замечательными химерами:

Lisboa: Mosteiro dos Jerónimos

Голуби от Хичкока и тут о себе напомнили:

Lisboa:  Belém

Всю дорогу на кораблике (как, впрочем, и в крепости, и в квартале художников Байрру Алту…) слушали фаду…

6. Наведались в Caxias. (Кассир на вокзале поправил мое произношение топонима: правильно – КешИеш; звучит-то как!) Получили чуть ли не самое сильное за всю поездку впечатление. Романтический пляжик. Известняковые гроты, за маленькой крепостью можно устроиться наособицу, как в ложе. Небо синее, кораблики белые. В городе жарко – а тут прохладный ветер. Вода соленая, морская, холодная. Песочек чистый. Удивительные камни. Будто живые.

Lisboa: Caxias

Телесные, мясные – это даже и дома видно, т.е. уже когда высохли:

Lisboa: Caxias

Пляжик на удивление пустынный.

7. Ну, и еда, конечно. Мы готовились к поездке, искали информацию где только могли (в Викитравел, кстати, коротко и дельно). И – растерялись перед изобилием вкусной интересной еды. Надо было о еде заранее начитаться, и поподробнее, лучше всего с картинками.

Вкусно и чисто. Даже в маленьких кафешках столики покрываются белой бумагой, тарелки кладутся донышком вверх. В ресторанчиках напитки приносят с одетой в чехольчик соломинкой:

Lisboa

Паштеллярии, ресторанчики. Треска-бакаляу с картошкой, супчики – гаспаччо и т.д. Пирожные паштейш-ди-ната (ди-белен не пробовали: отпугнула длина очереди). Мелкое перекусить: индийские пирожки самоса с курицей карри, пирожки-эмпада с курицей, крокеты-болиньос с начинкой… Пиво-сервежа, белое вино верде, портвейн, вишневый ликер жинжинья / жинжа (Ginjinha / Ginja; поляк-официант втюхивал, что произносится „жижа“; без умысла, просто сам иностранец)…

А вечером перед ресторанными столиками – еще и шоу. Певцы с гитарами, огнеглотатели…

Эдеуш, Лиссабон.

Жаль, мало побыли.

Lisboa: Ponte 25 de Abril