new-Laputa (ещё „удивления“)

Ал продолжил рассказ.

Но не тот, с урожденным волшебником. Про тот он скороговоркой сообщил, что двое, выйдя из тюрьмы, случайно оказались свидетелями тайного подлого вторжения вражеской армии, вынуждены были бежать, а за границей мальчик поступил в школу волшебников… Ал выдохнул, изображая, что отдувается: наконец закончил тяжелое дело! И пояснил смущенно: „Когда я новый рассказ выдумываю, мне уже неинтересно…“

Мы шли в магазины добрать вкусного к Рождеству и разговаривали. Точнее, Ал рассказывал. Начал с обстоятельного вступления, как в старых романах. Хотя вообще-то его рассказы – скорее романы-сценарии. И он сам это вполне осознает.

-Знаешь, есть астероиды, метеориты, они тяжелые и остаются на земле, когда падают. Но есть еще кометы, они входят в атмосферу, расплавляются и распадаются – и попадают в землю как ore, руда. И вот в земле оказывается такая особенная руда, в ней сила антигравитации. Если ее в каком-то месте много, кусок земли может превратиться в летающий остров. Ну, как Лапута.
И вот представь: есть целый мир, где всё летает. Корабли, например. А ещё есть еще такие… летающие устройства, по виду как стрекозы: у них по два прозрачных крыла на каждой стороне. Ещё замки, они тоже могут летать. В замках аристократы, рыцари, их немного, всего 36 на весь мир. У каждого свой кусок земли. Они враждуют друг с другом, пытаются отхватить себе земли побольше. Сражаются в воздухе. Любят с разгона въехать в чужой замок и – пач! пач! – как пощечину дали… А выше всех стоит король, у него земли больше, чем у других: огромный остров! и не только замок, но ещё селение, там живет пара богатых, купцов – это кроме свиты. Но большинство в этом мире живут внизу на земле; они ищут руду, а если найдут, могут изготовить предметы с особенными свойствами. 
И еще там есть один странный рыцарь. Не такой, как все. Он носит красный… нет, не мантию… coat? (Я не сообразила подсказать плащ… но Ал все равно не плащ имел в виду) ну, знаешь, как в старой России носили: рукава до полу, прорезанные (я забыла слово, посмотрела позже – охабень? надо будет уточнить, правда ли об этом речь; и зачем „протагонисту“ такая одежда…). У него белые волосы и красные глаза. Такие люди бывают. Альбинос? не знаю. Нет, у него глаза разные, один зеленый, другой синий.
Его никто не любит. Если рыцари соберутся и заключат deal – ну да, сделку, договор, – то всегда против него, пытаются его поймать. Но это трудно: он быстрее всех летает и может очень хорошо прятаться.
А еще в том мире есть особенная девочка. Ну, как всегда в фильмах бывает. Очень красивая и nice – милая, да. Совсем не Zicke, как другие. (Господи, сколько раз я смотрела в словаре это слово, и все равно не улавливаю смысл; недотрога, стерва, эгоистка, жеманница, сумасбродка, с причудами… Ал говорит, такие смотрят на всех свысока, командуют, и им все не так – я сказала: высокомерная и капризная? Ал согласился; торопился рассказывать дальше. Но позволил себе еще отступление, чтоб пояснить, какие те, другие.)
Большинство девочек раскрашены, будто смешали всю косметику в тазу и лицом в таз ткнулись – раз!.. А эта – без косметики. Натуральная.
(Еще он распространялся насчет того, что в его школе девочки такие –  фу… Что вообще-то можно только шампунь использовать; и мы было втянулись в дискуссию: я говорила: шампунь – это не то, что можно разрешить, так уж и быть, это то, что должно быть… Дискуссия угасла сама собой: выходили из поезда, оглядывались в поисках правильного выхода; и все равно ведь мне был интереснее – рассказ.)
Все мальчики к ней тянутся. Но у нее нет бой-френда (он сказал какое-то другое слово, забыла). Друзья есть, и близкие друзья, их немного. Но нет одного самого близкого. А девочки ее не любят, как раз потому, что она мальчикам нравится, устраивают ей что-то вроде моббинга. Нет, давай так: пусть и девочки-друзья у нее есть.
И вот этот день, о котором я хотел рассказывать. Представь себе их деревню: в центре площадь для торговли, Markt, самые главные магазины, отели; все собрались праздновать. В небе огненные искры, фонтаны огней: фейерверк!
А она уходит с девочками домой. Они вместе смотрят праздник из окна.
(Он рассказывает – а мы тем временем обнаружили, что супермаркет уже закрыт. Решили ехать на вокзал. Едем с пересадками – Алу постоянно приходится прерывать рассказ. Иногда он и сам прерывается, просит подождать, пока придумает дальше. Еще он отвлекается, чтоб объяснить, чем его мир отличается от похожих. Ну, и некоторые детали по ходу дела меняются. Сначала сказал, что в этом мире нет магии. Потом передумал: магию могут использовать nobles, благородные.)
Так вот. Девочки смотрят праздник из окна, а толпа на площади.
Вдруг слыштся жужжание. Из облаков появляются корабли – ну те самые, что как Libellen. Облака рассеиваются – кораблей все больше. И вот – снижаются два острова. Сражаются. Один разрушен – обломки летят к земле!
Люди внизу кричат, они в панике, мечутся, пытаются куда-то бежать. Куски острова разрушают город, он горит. Лежат убитые, выживших почти нет.

Девочке с подругами удается спастись.
Они идут прочь. Оказываются где-то за городом. Неожиданно находят корабль-стрекозу; пилот мертвый. Девочки забираются внутрь корабля. Взлетают.
-Научились летать?!
-Ну… они просто пробовали: а это что? а это?.. И вдруг раз – летят!.. Знаешь, это неважно, слушай дальше.

В это время люди из армии особенного рыцаря видят, как летит корабль их маршала, их друга. Они рады: он жив. Но корабль ведет себя странно, его шатает. (Ведь девочки еще не могут летать как следует!) Друзья рыцаря связываются с кораблем по рации – и слышат  крики: девочки просят о помощи. Солдаты рыцаря решают взять их с собой. Все равно на земле ничего живого не осталось, город разрушен, догорает.
(К этому времени мы уже закупились, но не смогли найти crêpes для Ан; Ал проголодался, дала ему денег на сэндвич, сама побежала на рынок: вдруг работает кто… Ал утомился ходить, хотел домой; договорились встретиться дома. А дома не до того…)

Так что – продолжение следует…

Юнг о войне и демонах

Послевоенные психические проблемы Германии: интервью Юнга 1945 года.

Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится; для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир. /…/ Немцы проявляют особенную слабость перед лицом этих демонов вследствие своей невероятной внушаемости. Это обнаруживается в их любви к подчинению, в их безвольной покорности приказам, которые являются только иной формой внушения. /…/ комплекс неполноценности, который они пытаются компенсировать манией величия /…/ Это типично юношеская психология, которая проявляется не только в чрезвычайном распространении гомосексуальности, но и в отсутствии образа anima в немецкой литературе (великое исключение составляет Гёте). Это обнаруживается также в немецкой сентиментальности и «Gemütlichkeit» [Уют, приятность], которые в действительности суть не что иное, как жестокосердие, бесчувственность и бездушие. /…/ демонов привлекают по преимуществу массы /…/ демоны будут искать новую жертву. И это будет нетрудно. Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей.

Метафора пьянит и покоряет. Но тут вот какой парадокс: всякий, кто хочет быть трезвым и критичным, просто должен отделиться-отдалиться и с порядочной дистанции задать себе пару вопросов. При всей любви к Юнгу и даже как раз из любви к Юнгу… А именно: не поддаюсь ли я демоническому соблазну общих схем? или еще хуже, демону проекции?

Сам Юнг – не поддался? Он немецкоязычный, но не немец, он себя понимал как швейцарца.

Мы ограждены от этой внушаемости своей малочисленностью. Если бы население Швейцарии составляло восемьдесят миллионов, то с нами могло бы произойти то же самое, поскольку демонов привлекают по преимуществу массы./…/ Нас, швейцарцев, ограждают от этих опасностей наш федерализм и наш индивидуализм. У нас невозможна такая массовая аккумуляция, как в Германии /…/

Значит, выкладки Юнга о подверженности немцев и русских „демонам“ – ерунда?

Просится отступление – не от, зато в: в тему. (Отступление от правил грамматики, зато в тему.)

Давным-давно смотрели в киноклубе ЛГУ „Небывальщину“ Сергея Овчарова. („Нескладуху“ вроде тоже смотрели.) Удивила публика: первый же выступавший озвучил резкое отторжение, в смысле „не замай“. А мы тогда были по-студенчески серьезны, с ходу ввязывались в споры, грудью на амбразуру. Успешно: слова о „способности нации к самоиронии“ спор загасили. Но все та же неискоренимая серьезность заставила додумывать мысль. ПомнИлось: может быть, глобальная критика возможна ТОЛЬКО в форме самоиронии. То есть русские о русских – о да! а русские о немцах – ни-ни! Позже все та же неистребимая серьезность протолкнула в мыслях еще на шажок. (Ну не могу я правильно думать, каждый раз это страшное усилие и труд.) Поводом были „Прогулки с Пушкиным“ Синявского, конкретно – формула „Нет истины, где нет любви“; семя упало на добрую землю, взошло и дало плод. (Прорастало медленно: в воздухе витало еще и что-то о вненаходимости, из Бахтина.) В конце концов получилось нечто вроде: право на горькие истины о „наших“ есть только у „нас“; право – и одновременно обязанность, потому что рост над собой – обязанность…

Пусть я тугодум, зато сейчас мне ясно, что движет людьми в спорах на национальную тему. Что выводит из себя, отчего соскакивают с резьбы и т.д.

Если теперь вернуться к нашему барану, к статье Юнга: он, может, и не вполне прав, но русский блогер, републикующий перевод статьи ради цитаты о русских в конце, сообщает идеям Юнга истинность. Имхо, понятно.

спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности.

По крайней мере это бесспорно…

Прочее для „7+7я“ 2013 (ещё „удивления“)

„Эпик“ (Epic 2013)

Алек: Это фэнтези о маленьких людях, которые живут в обычном лесу. Они такие быстрые, что их видит и слышит только профессор с особым шлемом, но ему никто не верит. Аня: Как Хортону (фильм „Horton Hears a Who“). Алек: Не верит даже дочка профессора Эмкей, то есть Мэри Катрин (М.К., Mary Katherine). Но она сама становится маленькой, фильм о ее приключениях в королевстве маленьких людей. Аня: Как в фильме „Артур и минипуты“ (Arthur und die Minimoys), там Артур тоже уменьшается. Алек: Но у Артура вид меняется, он становится мультяшным человечком, а „Эпик“ – с начала до конца мультик, компьютерная анимация.
Аня
: Было смешно, драматично, интересно и немножко романтично. Очень смешно, когда слизняк решил, что Мэри Катрин в него влюбилась. Он сам в нее влюбился и в конце проглотил ее друга Нода. Алек: Слизняк очень смешной. И хитрый. Говорит: „Кто спросит: «Что?» – тот некрасивый“. Король поганцев Мандрагора не расслышал, переспрашивает: „Что?“ Получается, он некрасивый! Если посмотреть внимательно, слизняк и улитка в это время губы сжали и давятся от смеха. Они очень хорошо выставляют своих врагов дураками, так, что враги этого не знают. Я бы хотел научиться так высмеивать врагов. Слизняк и улитка лучше всех в фильме. Аня: Лучше всех Мэри Катрин, она смелая, красивая; и она обычная девочка – не придуманная, не фантастическая. Алек: Она изобретательная: сообразила, что нужно включить запись с писком летучих мышей, чтобы увести их. Аня: В фильме вообще девочки интереснее мальчиков. И Эмкей, и королева Терра, и маленькая новая королева… Жаль, что королева умерла.
Алек
: Это необычно: у мультика не совсем хэппи-энд. Аня: Эмкей и ее бой-френд стали в конце разного роста, могут только разговаривать по телефону…
Алек
: Хороший мультик. И сделан хорошо. Мне нравится компьютерная анимация, все как настоящее, выглядит как взрослый фильм. Сделала мультик студия Blue Sky Studio. Мы у них смотрели „Ледниковый период“ (Ice Аge) и „Рио“.

„Оз: Великий и Ужасный“ (Oz the Great and Powerful 2013)

Алек: Это фэнтези о путешествии в волшебную страну, где живут ведьмы, летающие обезьяны, карлики...
Аня:
Фильм сначала черно-белый, потом цветной. Сначала все вокруг серое: небо, дома. А в Волшебной стране все цветное. И в книге так. Книгу о стране Оз написал Фрэнк Баум. Но вообще-то фильм „Оз: Великий и Ужасный“ показывает то, что было до начала истории из книги.
Алек: Я не читал книгу Баума, только русские Волкова – о волшебнике Изумрудного города и другие. И смотрел старый фильм „The Wizard of Oz“.
Новый фильм лучше, в нем больше действия, экшн, никогда не знаешь, что сейчас случится. В нем все настоящее. Или кажется настоящим. А в старом фильме видно было, что это театр. Лев стоял на задних лапах, было понятно: это человек в костюме из меха, вместо морды с клыками обычное лицо. В этом фильме есть настоящий лев, он рычит и не разговаривает.
Новый фильм стал немножко страшнее. Страшно, когда одна из летающих обезьян выскакивает из тумана (из ничего!): на большом экране огромная морда. Страшные растения-людоеды с глазами, закрывают глаза, когда на них смотрят, чтоб их не заметили. Пугает Теодора, когда она стала ведьмой, зеленой: рука страшная, сильная, с когтями, от когтей следы на мраморном столе. Маленькие дети будут бояться, могут даже написать в штаники, наверное.
Но, по-моему, это не плохо, что много страшного. Это фильм с экшн, он держит в напряжении.
Аня: А мне было совсем не страшно. Просто иногда случалось что-то неожиданное. Когда обезьяна выпрыгивает из тумана, я вздрогнула, но от неожиданности, а не от страха.
И еще часто было смешно. Было весело, когда речной эльф заставил Оскара свистеть, а потом выпустил фонтанчик изо рта Оскару в лицо. Девочка из фарфора смешно цеплялась за ногу Оскара и делала вид, что плачет. Фарфоровая девочка вообще забавная и милая.
Фильм мне понравился, он интересный, драматичный, смешной.
Но маленьких туда лучше не брать. Они и в самом деле испугаются.
К тому же, Оскар все время в кого-то влюбляется. Маленьким это не будет интересно. Мне тоже не интересно. Иногда немножко противно. И раздражает. И скучно.
Алек: Я бы сказал, это фильм для тех, кому не меньше 16. Там слишком много целуются. У Оскара постоянно новые девочки. Сначала в цирке, потом в Волшебной стране – Теодора, потом Эванора, потом Глинда… Находит девочку получше, а старую забывает, даже не прощается. Каждой новой дает музыкальную шкатулку и врет, что это бабушкина вещь. Наверное, уже ста девочкам подарил. Ему все равно, как девочки себя чувствуют.
Мне вообще не нравится, что Оскар много врет. Он соврал и в цирке, когда его попросили помочь девочке, которая не может ходить. Он сказал,что день нехороший. Лучше бы сказал правду, что он фокусник, а не волшебник.
Но вообще мне нравится, что в новом фильме действует не девочка, а мужчина. У него замечательные идеи, интересные планы и конструкции. Всего лучше была идея использовать проектор, чтобы показать, что Великий и Ужасный Оз не умер. Огромная голова, которую нельзя уничтожить, – удивительно, как это сделали.
Аня: Было бы правильнее в новом фильме оставить кое-что как в старом. Например, вид ведьм. А то запутываешься… Мне нравится, когда фильмы историю рассказывают дальше и дальше, с теми же героями. Как во „Властелине колец“ и „Хоббите“.

„Франкенвини“ (Frankenweenie 2012)

Алектрон: Фильм «Франкенвини» мне очень понравился.
Пес Спарки милый. Любит хозяина, всегда хочет играть с ним, помогает ему, храбрый. Еще Спарки забавный.
Хозяин его, Виктор, понравился меньше. Я считаю, Виктору надо быть повнимательнее к своему псу, ведь Спарки для него так старался.
Когда я смотрел фильм, мне было страшно, смешно, и я чувствовал сострадание. Сострадание было самое сильное чувство. Мне было жалко Виктора, после катастрофы он больше не мог подарить Спарки столько внимания, сколько тот хотел.
В фильме совсем нет скучных сцен. С начала и до конца не прекращаются экшн, всегда что-то случается, часто смешное. Поэтому запоминаешь любую мелочь. Одна девочка гадает по какашкам ее кота, как по картам, она видит в какашках знаки судьбы. Мальчик посылает Колосса сражаться с огромным монстром-черепахой, а Колосс – маленький хомяк! Смешно.
Фильм черно-белый. Это правильно: то, что мы видим вокруг, всегда яркое, с деталями, а прошлое в воспоминаниях всегда не очень ясное.
Чтобы понять „Франкенвини“, надо бы посмотреть фильмы о Франкенштайне. Или хотя бы знать его историю. По-моему, фильм Бёртона лучше других фильмов о Франкенштайне, потому что монстров больше и конец неожиданный.
Надо знать и много других историй, чтобы все понять в фильме. Например, дочку бургомистра зовут Персефона. Кошку-монстра убили, воткнув кол, и я вспомнил о Дракуле. Рачки, которые превращаются в чудовищ, похожи на гремлинов…
Фильм стоит посмотреть, но только если детям не меньше 9 лет. Младшие могут слегка испугаться, и им не все будет понятно. Некоторые шутки в фильме вообще для взрослых.

Аня Тихомирова: Тим Бёртон сделал короткий фильм с таким же названием в 1984 году. Фильм 2012 стал длинным.
Фильм — забавный, грустный, иногда страшный, а некоторые сцены кажутся отвратительными. (Это тем, кто особенно чувствительный.) Хорошо, что он временами страшный и отвратительный, это интересно.
Фильм подойдет детям любого возраста. Пусть есть печальные события – в конце все будет хорошо. А если маленьким будет страшно, родители могут их успокоить.
Мне нравится сцена, где Виктор «создает» монстра-пса. Вспоминаешь фильмы о настоящем Франкенштайне и пародии на них.
Я смотрела старый черно-белый фильм «Франкенштайн» (1931 года) и пародию «Юный Франкенштайн», ее сделал (в 1974 году) Мел Брукс. «Франкенвини» лучше. Главный персонаж пес, а не человек, милый, умный, спасает хозяина и соседскую собачку, потому что любит их (любит, потому и становится героем).
Спарки мне нравится больше всех: он настоящий герой. И он всегда смешной.
Важная деталь в истории: другие дети тоже пытаются экспериментировать, шпионят за Виктором и делают своих собственных монстров, но их монстры начинают разрушать город. Я понимаю, почему чудовища получаются не такие, как Франкенвини. Виктор любит своего пса, а другие дети просто хотят получить приз в научном конкурсе.
Мне нравится, что фильм черно-белый. Он выглядит так, будто сделан в старые времена. Еще черно-белый цвет создает особое настроение, становится немного страшно.
Хорошо, что «Франкенвини» – анимация кукол, детям такие фильмы больше нравятся.
Все фильмы Тима Бёртона классные! Я рада, что посмотрела еще один его фильм.

Tim Burton made a short film with the same name in 1984. 2012 he made a longer movie.
I think the movie was funny, sad, sometimes scary and sometimes gross. It has to be scary or gross so that it’s interesting.
The movie is fit for every kind of age. If it’s sad then after that every thing gets to be OK. If the little kids are scared then the parents can calm then down.
My favorite character is the dog. He is always funny and the hero. I like scene where Viktor “created“ the monsterdog. It was like the real frankenstein movie.
I watched the old black and white „Frankenstein“ movie made in 1931 and the parody “Young Frankenstein“ from Mel Brooks made in 1974. “Frankenweenie“ is better. The main character is a dog not a person. The dog is cute, smart and rescues his owner and a doggirl. He loves both of them. That’s why I like him. He loves them, that’s why he’s the hero.
This is another important detail. The other kids also tried the experiment and were always spying on Viktor. They made their own monsters but the monsters were too big and started to destroy the city. Viktor loved his dog but the other kids just wanted to win the science contest.
I like it that it’s black and white. It looks like it’s made in the old days and it creates a special feeling, you feel a bit scared. It’s good that it’s stop-motion because kids like it more.
All the Tim Burton movies are good and I’m happy I watched another one of his movies.

„Маруся“ 2013 (ещё „удивления“)

Marussia (Берлинале 2013)

Алек:

Это фильм про маленькую девочку Марусю и ее маму, которые живут в Париже и не могут вернуться в Россию, потому что у них нет денег.

Имя Маруся записано так, что получается почти „My Russia“, по-английски это „Моя Россия“.

Фильм – наполовину выдумка, наполовину правда. Настоящее имя девочки Мари-Изабель, она на самом деле бездомная. И настоящая Марусина мама вправду бездомная, но в фильме ее играет актриса.

Марусе было 6 лет, когда снимали фильм, и она играла очень хорошо. Получилась бесстрашная девочка – ничего не боится, может даже пойти ночью на пустую детскую площадку. Иногда Маруся послушная, иногда капризная. Но она не ноет, не просит игрушки, она почти как взрослая.

Я смотрел фильм „Окно в Париж“, там тоже дети решили остаться в Париже. Я был в Париже, ночью Эйфелеву башню подсвечивают, это красиво. В фильме „Маруся“ Париж не очень красивый… Я бы не хотел жить там. Нет денег, ночью страшно – я бы не смог жить бездомным.

Жить как Маруся я бы не смог. Но я бы действовал, как она, только, наверно, я бы удержался и не попросил кролика. Ведь из-за кролика пришлось остаться в Париже, без дома. У Маруси и мамы, наверно, есть дом в России… Я бы захотел кролика уже в России.

Мне кажется, это фильм для взрослых, или для тех, кому 15. Там были взрослые шутки, я их не всегда понимал. Мама Маруси в фильме влюбляется в каких-то мужчин и идет с ними, потом обижается на них и уходит от них… И еще фильм очень печальный.

Детям не надо бы смотреть печальные фильмы, потому что у них появляется чувство вины от того, что им хорошо, а кому-то плохо. Думаешь, что надо помогать бездомным, давать им деньги на еду, на квартиру. А денег нет… И тогда появляется такое чувство, что и ты такой же, как эти бездомные…

Аня:

Этот фильм русско-французский. Маруся и ее мама русские, а живут они во Франции.

В фильме мало что выдумано. Мама и дочка бездомные в фильме и в жизни. Девочка Маруся в фильме играет саму себя, а маму играет актриса. .

Выдумана история с черным кроликом, которого мама купила Марусе. В жизни было немножко по-другому. У Маруси и мамы на самом деле был не кролик, а кот. Но их и в самом деле не пустили в самолет, потому что не было документа для кота.

После фильма все дети побежали к Марусе за автографом. А мне фильм совсем не понравился.

Я не всегда верила, что все так, как в фильме показано. Кролика Маруся посадила в рюкзак, но на самом деле он бы там умер, ему бы не хватило воздуха. И еще я не верю, что могут выгнать из приюта только потому, что одну ночь там не ночевал.

Когда я смотрела этот фильм, я ничего не чувствовала. Наверное, надо было переживать за Марусю и маму, у которых такая бедная и скучная жизнь. А у меня не было никакого сочувствия. Наверное, потому, что я не знаю, чему можно верить, а чему нет.

Елена:

„Маруся“ держит зрителя, завораживает.

Бездомный ребенок не озлобленный, не агрессивный, не испуганный. не потерянный – чистый и светлый, открытый маленьким радостям. Отражение настроя мамы…

Спокойствие бездомной Люси – загадка. Легче отбросить неверные ответы, чем найти правильный. Она верит, что ей в конце концов воздастся по талантам? Нет. Целеустремлена? Нет, и это не то. Беззаботна? Да нет, озабочена и тоскует. Не знает, что делать, подчиняется ходу вещей, сама не знает, чего хочет? Нет, нет, нет! На деле в ней есть ощутимая тихая твердость, нечто такое, что дает силы отбрасывать неприемлемое и находить необходимое, довольствоваться малым и с благодарностью принимать невероятное. „Моя жизнь — здесь“. То есть она нашла свое место — поколение, читавшее Кастанеду, поймет, что это значит.

Сила фильма не в том, что он знакомит с жизнью бездомных. Конечно, фантазия расходится с реальностью. Та „жестче“, сказала на презентации фильма в Берлине настоящая мама бездомной малышки, прототип Люси. Она не спорит с режиссером (Евой Перволовичи) – благодарна ей за чудо преображения: „Теперь у нас есть свой Кустурица“. И в самом деле Кустурица: невыносимое фильм превращает в легкое, тяжесть в нежность, жизнь – в волшебную сказку.

„Обман“ искусства несет свою правду. Она в том, что зрителю подарено экзистенциальное переживание, настрой, помогающий идти по жизни – и ценить ее. Несмотря ни на что. Написала в дневнике: тихое пламя знания себя, соответствия своему какому-то пути…


Реальность…

Она сказала: жизнь жестче и страшнее, волшебница Ева превратила ее в сказку, теперь есть свой Кустурица. Маруся родилась в Париже, там и надо было остаться, не было бы проблем, но уехали, в 4 года не удавалось устроить в садик… Тогда и увезла в Париж — Маруся пошла в муниципальный садик. В Париже без бумаг легче, чем с бумагами в России. Везде побывала, и в Каннах, писала. Бывало, экономили, а потом покупали 2 мешка устриц, все надо попробовать. Деньги – субстанция счастливых, появляются у тех, кто счастлив.

Выброшены от подруги, из соцжилья (где всего лишь раз не заночевали), ночуют у священника, у случайных знакомых, в кинотеатре, в ночлежке, у бомжа. (Вопрос Алека: надо было снимать настоящих? Другой вопрос о застенчивости девочки: хотела сниматься? А Аня не заинтересовалась…) Аня хотела в школу — и даже не зашла внутрь!

Друзья в Париже пропускают на праздники: Полунин и снег-бумажки… А она, как и Маруся, рада мелочам, рада роликам и кролика покупает, жертвуя ночевкой в отеле.

Желтые колготки и лиловые сапожки, черно-белая шубка из искусственного меха и пестрый „русский“ платок.

Отчего не идет работать, не отдаст Марусю? „У меня лучшие планы“. „Я не могу работать бэбиситтером, у меня же Маруся. Как же я без нее жилье найду?“

Не без диктата, властного подчинения ее жизни. Ну, они пока одно.

Почему в Россию не едет? Моя жизнь здесь… Кролик черный помешал.

Загадка ее спокойствия. В фильме не беззаботна, не целеустремлена и не принципиальна, не уперта в идее, что бог воздаст или что талант откроют. Может протестовать (против контроля над жизнью), сопротивляться (разлуке с М.), решать и отказываться от возможностей (положить Марусю в больницу, взять у „мецената“, любящего красивое, деньги на операцию). Не вера же (нести крест, принимать долю, верить в то, что подхватят). Все меньше ждет счастья. Не выходит из себя и не поступается важным. Тихое пламя знания себя, соответствия своему какому-то пути: отбрасывать неприемлемое, находить необходимое, с благодарностью принимать невероятное и довольствоваться небольшим. Даже если не может думать и говорить об этом.

Экзистенциальное и детское.

Нина Садур.

Я должна бы уверовать в свет – а ловлю солнечных и лунных зайчиков. Отсветы, блики, лучики, свечение, марево. Не лампадка – лава, спичка, печка, птичье сердечко…

Рецензии 11-12-летних (ещё „удивления“)

Я все-таки выложу наши старые тексты.

Мы писали по формуле Вадима Левина „мама-ребенок“, вместе: чаще всего я записывала их словами (но в своей пунктуации и грамматике, т.е. принимала роль литобработчика). Много текстов Алека и Ани опубликовано на сайте, который я сделала для карусельской группы, среди других детских рассказов. Что-то должно быть в моем старом блоге. Истории – замечательные.

Еще мы пытались писать рецензии. Что-то появилось в блоге „Розового жирафа“, а в 2013 под нас планировалась рубрика в газете / журнале „7+7я“. Я написала туда вступительный текст:

Алек и Аня заканчивают шестой классе берлинской начальной школы. Их папа по первому образованию режиссер, мама несколько лет вела занятия в детской видео- и анимационной мастерской. Алек и Аня участвовали в съемках промо-ролика в Бабельсберге и сделали (вместе с мамой, папой и друзьями) несколько собственных видеофильмов. А также попробовали себя в роли киноэкспертов – в блоге издательства „Розовый жираф“.

Алек и Аня любят искусство кино и смотрят кинофильмы на трёх языках: немецком, английском и русском.

Мы надеемся, что рубрика „Дети о фильмах“ будет интересна и детям, и взрослым.

Страшно, весело, грустно, скучно – какие настроения и размышления фильм рождает, что остается в памяти?

Младшие читатели сравнят свои впечатления – и мнение опытных кинозрителей-ровесников.

Взрослые, опираясь на отзывы детей-„кинокритиков“, составят представление о том, как их собственные дети воспримут новинки кинопроката, оценят возрастную планку фильмов, о которых все говорят, и найдут новые темы для семейных кинообсуждений.

И – поехало… Поехало, но… не пошло. Тексты остались у меня в компьютере. Они вправду отличные, и я их выложу. Все того времени, без разбора, и для „Розового жирафа“, и для издания русской Германии.

Прочее для „Розового жирафа“ (ещё „удивления“)

„Оз: Великий и Ужасный“ 2013

Алек, 11 лет:  Я бы сказал, это романтическая комедия, фильм о любви. Мне кажется, для тех, кому не меньше 16 лет. Там слишком много целуются.
Мне НЕ понравилась сцена с девочкой, которая не могла ходить. Я бы на месте Оскара сказал правду: что он фокусник, а не волшебник. Люди ему поверили, просили помочь, а он соврал им, сказал, что просто день нехороший.
Еще была неприятная сцена, когда Эванора стала старой без ее кристалла. Было страшно, когда она стала ведьмой, зеленой. Рука страшная, сильная, с когтями, от когтей следы на каменном столе. И было страшно, когда одна из летающих обезьян выскочила из тумана.
Кое-что мне понравилось. Глинда и Оскар придумали хороший план: Глинда сделала туман над полем из маков, чтобы не видно было, что ее армия — просто чучела на подставках, и маков тоже не было видно, летающие обезьяны надышались и заснули. И еще была замечательная идея использовать проектор, чтобы показать, что Великий и Ужасный Оз не умер. Огромная голова, которую нельзя уничтожить, – удивительно, как сделали это.
Я не читал книгу Баума, только русскую Волкова. И смотрел фильм „The Wizard of Oz“, это фильм по книге. Новый фильм лучше, в нем больше напряжения, экшн, никогда не знаешь, что сейчас случится. Он страшнее, и все настоящее. Или кажется настоящим. А в старом фильме видно, что это театр. И мне нравится, что в фильме действует не девочка, а мужчина.
Фильм стоит смотреть, он с экшн, держит в напряжении.

Аня, 11 лет: Мне понравился фильм.
Он интересный, страшный, драматичный, смешной.
Вообще-то мне было не очень страшно, я уже не маленькая. Просто иногда случалось что-то неожиданное. Например, когда летающая обезьяна выпрыгивает из тумана, я вздрогнула. От неожиданности, не от страха.
Было весело, когда речной эльф заставил Оскара свистеть, а потом выпустил фонтанчик изо рта, Оскару в лицо. Было смешно, когда помощница фокусника забыла, что ей нужно стать добровольцем. Фарфоровая девочка смешно цеплялась за ногу Оскара и делала вид, что плачет.
Мне понравилось,что фильм сначала черно-белый, потом цветной. Так и в оригинальном фильме „The Wizard of Oz“. И в книжке говорится: все вокруг серое, ландшафт, небо, дома. А в волшебной стране все цветное.
Новый фильм показывает то, что было до начала истории старого фильма. Но было бы правильнее в новом фильме оставить кое-что как в старом. Например, вид ведьм. А то запутываешься. Мне нравится, когда история рассказывается в фильмах дальше и дальше, с теми же героями.
В новом фильме больше романтических сцен, и мне это не очень нравится. Иногда немножко противно. И раздражает. И скучно. Оскар все время в кого-то влюбляется.
Но мне фильм все-таки понравился. Может быть, больше всего фарфоровая девочка, она забавная и милая.

Елена, мама: Приквел оскароносного мюзикла 1939 года по книгам Баума невозможно не посмотреть. Задним числом возникает вопрос, стоило ли… Фильм без второго дна, плоский – и безадресный: похождения, умиления и прозрения хлыщеватого Оскара-Оза мало интересны детям (как, вообще-то, и старшим); взрослым скучноваты битвы с ведьмами.
Разве только сцена с „воскрешением Оза“ (с проекцией головы) разбудит тех, кто заснет.
В конце концов, родителям решать, смотреть ли ИХ детям – или когда смотреть – одно из множества современных фэнтези. 8-летки, наверное, уже не будут пугаться: в конце концов, это всего лишь сказка – дети боятся реальной боли и реальной крови, не клюквенной.

„Хоббит“ 2012

Аня: Я читала книги Толкина.
Не все попало в фильм „Хоббит“, мне это не нравится.
Я смотрела до этого 3 фильма. Да, я знаю, что будет продолжение „Хоббита“. Но я считаю: если есть 4 книжки, должно быть 4 фильма.
В книжке нет Лесного волшебника.
Имена называли неправильно: „Смауг“, „Глоин“…
Я не помню в книжке Бледнолицего орка.
У него страшный протез. У капитана Хука металлический крюк короткий, а у орка рука из металла длиннее, немного страшно.
Но вообще мне не страшно было.
Много было смешного. В начале, например, когда гномы входят в дверь, в дом Бильбо.
Вообще, страшно не было потому, что я уже читала книгу, знала, что гномы смогут сделать то, что хотят.
Стоит ли смотреть фильм, если книжку прочитал? Я думаю, да. Не все можно себе представить.
Меня удивляет, как выглядят гномы, хоббиты: не понимаю, как это они такие маленькие.
Мне очень нравятся Гандальф, Бильбо. И в книжке, и в фильме.
Фильм интересный. Хотя книжка лучше…

Алек: Я смотрел другие фильмы Джексона. Книги не читал.
Этот фильм надо советовать детям постарше. После 15, может быть. Там есть пара вещей, которые могут испугать. Мне 11, и я немножко испугался. Иногда не хотелось смотреть. (Когда королю орков сделали больно, и рана была видна.)
Нехорошо, что фильм оборвался, он без конца.
Но я доволен, что посмотрел.
Мне понравилось, как орки ездили на волках. У бледного орка, он лидер, – самый лучший волк, белый, у других волки маленькие, черные, а у него белый, большой.
Тоже вообще-то был ранен…
Фигуры интересные, тролли, например. Жалко, что не показали целого огненного дракона, только часть.
Мне очень понравился король гномов, хотя показался немножко жадным. У него убили папу, он хотел отомстить, каждому понятно, чтО почувствуешь, если папу убьют.
Здорово было, когда гномы падали на мостике. Как будто на санках съезжали. И закончилось смешно. Один из них сказал: „Могло быть хуже…“ – и тут…
Мне больше всего понравилось, когда гномов спасают, почти в конце.
Вообще фильм хороший. Очень драматичный. Spannend – увлекательный, напряженный.

случайно нашла опубликованное: Оз