Klunkerkranich

Еще одно чУдное место – садик-дворик на берлинской крыше. С видом на центр,

kkranich

на столпотворение крыш, дворы-колодцы,

kkranich

брандмауэры и вынесенные наружу лифты.

kkranich

Столики-стулики на полу и помостах разного уровня. Будь ты гигант или карлик – место найдется. Радужный выбор.

kkranich

Песочница, нечто вроде заброшенной оранжереи, грядочки-ящички. Растут томаты рядом с крапивой, кольраби с крапивой, подсолнухи с пижмой.

kkranich

Цветочки в ботинках в Берлине не редкость, здесь скромненько в уголке. Дощатые будки с напитками. В лабиринте деревянных построек укромные закоулки, уютные тупички.

kkranich

Уголки-приюты подписаны, даже если ютятся там разве воробьи. Все по-домашнему мило. Столица любит стиль окраины.

За обозначенной границей запретные территории, там тоже интересное.

kkranich

Большой бар со сценой. И опять: уютные уголки на разных уровнях – как и в других подобных милых берлинских местечках. Оригами-мобиле.

kkranich

Клункер(сережчатый)краних.

Играла там группа, о которой как-нибудь отдельно. От джаза в новоорлеанском стиле до рок-н-ролла, но в основной блюзы. А также родные мелодии. Вслушаться – опознаются родные слова.

 

ами другие?

В мои питерские времена подруга сказала как-то раз о стажерах-американцах: „Они экологически чистые“.

А я сразу же согласилась. В них вправду чувствовалось что-то особенное. Глаза были другие. Этакое детское любопытство, легкость, беспечность. Ну да, и наивность (так что „экологически чистые“ звучало слегка иронически).

105px-Франциск_Ассизский_(миниатюра)И вот читаю я теперь прекрасную Улицкую о мессе животных в честь дня Франциска Ассизского – о прекрасном эпизоде, в России непредставимом, и вспоминаю ту давнишнюю фразу об экологической чистоте. И думаю о некоем жизненном настрое – для россиян, да и для „соотечественников“ затруднительном (а то и непосильном).

В моем отношении к этому настрою в прошлом было больше иронии, теперь – больше зависти.

22 июня

Обзор „Свободы“ – упомянуто и обсуждается

  • и празднование начала войны („Всех с днём начала войны“), и воссоздание атмосферы первых дней, и параноидальные настроения в СМИ (они, в первую голову, у политиков!), страхи перед НАТО и все такое;
  • и скандально известное выступление пресс-секретаря РПЦ Вс. Чаплина, к-й убежден, что мир, спокойствие и сытость россияне должны ценить меньше, чем войну, к-й надеется, что бог пошлет войну и страдания и заранее благодарен за это: „Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет“;
  • и определение фашизма оказывается кстати:

Фашизм как движение появился в начале ХХ века в Италии и был основан на идеях Габриэле д’Аннунцио — философа и политика, основой идеологии которого были имперские установки и единение нации вокруг понятных принципов: мужественности, противостояния декадансу, стабильного развития и т. д. Бенито Муссолини, ставший в 1922 году главой правительства, опираясь на крупный капитал, перестроил экономику, запретил оппозиционные партии и начал восстанавливать империю. Эта система и была названа фашистской — от латинского слова fascii, обозначавшего связанный пучок толстых прутьев, с римских времен символизировавший единство. <…>
Классические определения фашизма указывают на его основные черты: политическая эстетика романтического символизма, массовая мобилизация, апология мужского начала и харизматического лидерства, а также допущение массового насилия «от имени народа». Многие авторы подчеркивают, что фашизм выставляет себя жестким оппонентом «морального упадка», попирает демократические свободы и, «отрицая юридические или этические преграды, обеспечивает подавление недовольных внутри страны и ее внешнюю
экспансию».

А я думаю о личном: о неумении быть счастливыми. (Потому что вчера „True Detective“ начала смотреть?) Именно так. Нет баланса в восприятии: импульсы гордости и удовольствия от успехов и удач вытесняются растущими тревогами, нерешаемыми и „неразрешимыми“ проблемами, неизбывной тоской, неискоренимым „все не так, ребята“. Блаженные „позитивные“ среди нас страшно редки, пессимисты, параноики и мизантропы в большинстве. Как с нами, наверное, тяжело рядом – нашим инокультурным близким…

Вот бы эксперимент по перестройке мировосприятия – может, перенастроит отношение Мрзд к нам?..

„Самые влиятельные коты интернета“

Экая прелесть Варламов. „Самые влиятельные коты интернета“.

Это я пошла смотреть старую travel-запись, в к-й о туристах и путешественниках, заинтересовалась „новым сайтом“ автора и застряла… Если устрою когда-нибудь свой Treff-TM, вот кандидат в топ №1.

„присобачилось еще два поколения“

Понемногу становится понятно, отчего все более и более стыдно за державу.

Сначала были сошки → дутые → „авторитеты“. „генералы димы“ всякие там.

Теперь пошли светы с лесями. Невежественные, невоспитанные, самоуверенные медиадетки.

И все – циничные хамы. Меняющие стиль коммуникации.

– „Их надо пинать, толкать!  Пусть сопротивляются“. /…/ – Мне кажется, ваш modus operandi идеально описывает бандитское выражение «пошевелить братву»…

Любопытное насчет якобы выбранного „имиджа“:

… приходим на интервью и я задаю вопрос — просто искренне. А все говорят — хамка… /…/ Да, это хамство, но у меня оно искреннее!

„Имидж“ (считают папочки-мамочки) – неотличим от сути. Неотделим от персоны.

Сначала старички задаются вопросом, что там за „племя младое, незнакомое“ грядет на смену, потакают „детским болезням“, подыскивают шаблонные оправдания и думают, что используют как инструмент…

И вот – они, старички, уже стушевались. И вот оказывается, что грядут – хамы. И вот уж грядущие хамы – окончательно уверившиеся в себе пупыземли. Решающие, чтО – будет.

Это такой здоровый цинизм. /…/ А почему я должна быть вежливой?! /…/ Зачем создавать себе преграды? /…/ Сирых и бедных оппозиционеров мне жалеть, что ли?! /…/ Я не обязана разбираться во всех тонкостях проблемы! У меня есть вопросы… /…/ я его научила. О чем уже жалею. /…/ Сильные люди меня пускают в кабинеты.

Ostsee 2015

22.5.15, день первый. Дети в автобусе поразили: ехали тихие, почти не говорили друг с другом. Поразило и место ночевки. Взрослые будто попали в пионерлагерь нашего детства. Усовершенствованный: с горячим душем, регулируемым отоплением, автоматами для выдачи мыла и бумаги в туалете. Как выяснилось, это был раньше все же не лагерь, а турбаза, этакий производственный пансионат. Владелец базы, г-н Пеликан (в кабинете статуэтки птицы в процессе заглота пищи – подношения от поклонников), поразил позднее.
– Взрослых – рассказами о гдр-овской перестройке, превратившей преуспевающего директора „восточногерманского Артека“ – в частного предпринимателя, в поте лица за-рабатывающего хлеб насущный и вы-работавшего свое суждение и своеобразные стратегии в новой жизни.
– Детей – нечаянной радостью в день отъезда, мороженым то бишь.
Еще поразило, даже подкосило под корень отсутствие связи с Большой землей. Ни WiFi, ни (часто) телефонной связи. На территории базы Телеком собирался поставить вышку, однако соседи встали грудью – и защитили здоровье от вредоносного – ? – излучения.
Зарядил не-осенний-мелкий-дождичек, но мы все-таки прогулялись к морю. Прекрасному и разному всегда.
И еще одна неожиданность случилась. Главная.
Пока взрослые занимались оргхлопотами, дети… сплотились в команду. Все – кроме пары отщепенцев, закоренелых аутсайдеров. Сорганизовались – и ушли в мир социальных игр. Мафия, оборотни, якудзы с ронинами и оябунами… Народу было перебито – несчитано…
Хорошая вещь социальные игры. Требуется: угадать роль соседа, не веря обману, вычислить ее по мимике, поведению; пройти блиц-курс самообучения актерскому мастерству; еще и не перессориться. Глазами взрослых – полезно. В самоощущении игроков – больше, чем занимательно и увлекательно – захватывающе. Азартные игры затягивают. Взрослые мешают, как комары в летний вечер; приходится от них запираться. Не сильно хочется спать, кушать, куда-то идти…
Пришлось выступить с речью о зависимости. Пусть она и „лучше“, чем нарко- (или компьютерная, смартфонная и т.д.), а все ж – зависимость. (Позже некоторые взрослые слышали от братьев младших высказывания на эту тему. Похоже, мысль проросла в сознании.)

Несмотря ни на что, выполнили программу поездки по полной!

23.5.15, день второй. Ездили на ферму бабочек. На улице холод, изморось, здесь – влажная жара.

Schmetterlingsfarmo

Schmetterlingsfarm (4a)
Синие махаоны размером в птицу.

Schmetterlingsfarm (5a)

Летают под самым носом, пьют сок из свеженарезанных апельсиновых и банановых долек…

SchmetterlingsfarmEssen (1)

SchmetterlingsfarmEssen_
Ряды зреющих коконов.

SchmetterlingsfarmKokon

Парочка бабочек, отдыхающая после любовного акта. (Сам акт снять не удалось: тропический климат фермы затуманил объектив, интим остался интимом.)

Schmetterlingsfarm_Paar

Зашли и в музей при ферме. Каждый получил столько, сколько готов был получить. Имеющий уши – да слышит, имеющий глаза – да видит

Любопытное о сверчках: по частоте стрекотания можно определять температуру. О термитах: в пору спаривания самки собираются около туннелей, проеденных самцами, стучат головами о стенки. О цикадах: мужчины привлекают противоположный пол пением, женщины машут крылышками.

Обедали в Цинновице. Дети у итальянцев; представляю себе, как это воспринималось: толпа детей заказывает себе еду, не особо ограничивая себя. (КК им назвала верхний предел, высчитывали суммы сами.)

24.5.15, день третий. Ездили в Пинемюнде. Двумя группами. Больные и слабые (а также „больные и слабые“) поехали поездом. Не смущаясь и не стыдясь прослыть „слабаками“. Остальные – велосипедами, по дорожке замечательно красивой, но некороткой: 24 км туда и обратно! С заездом в карлсхагенскую гавань.

KarlshagenHafen
В Пинемюнде – советская подлодка.

U-Boot-End
И Феномента, со множеством чудесных экспериментов.

https://www.flickr.com/photos/me-et/18120565602/in/album-72157653071364929/

https://www.flickr.com/photos/me-et/17502991263/in/album-72157653071364929/

И даже с разгадкой тайны Бермудского треугольника:

Я их наблюдаю – и затронута. Поражена в самое сердце.
… Там накопилось чудовищно много недоверия – к взрослым, к себе. „Я хочу что-то спросить… Можно… Нет, ничего, я все равно уже знаю ответ“. (После долгих уговоров удается вытянуть предполагаемый ответ: это „нет“. После еще более долгих уговоров удается вытянуть и сам вопрос. Это желание покушать, при том что „денег нет“.)
… Там не умер еще интерес к общению – и потрясающее неумение общаться. (Что должен чувствовать тихий 10-летка, когда с ним бурно играет интроверт на три года старше, чуть ли не полметра выше и сильно сильнее, этакий Грохх, проводит захват шеи локтем… Вопрос, почему не говорит „стоп“, и почему соседи не вмешиваются…)  Ну да, это я и про моего; но в общем и целом я им горжусь, он сильно помогал, многое делал за себя и за того парня или за ту девицу – например, чужой велосипед транспортировал.

ZinnowitzTeaam (2)

О близнецовых драках молчу: они начали драться в животе и никогда не прекращали; при этом – все уже знают – встают друг за друга горой, если взрослый наезжает; дело внутреннее.
… Там множество мифов о мире, иногда они перекрещиваются – как в подслушанном чечено-еврейском споре о религиях мусульман и иудеев.
… Там чудовищной силы уверенность в своих детских правах на привилегии, на капризы. Там нежелание подчиняться и незнание, что это такое – оглядка на интресы других, забота о других. (Это я уже не о своих.)
… Там еще и пубертат начинается и крепчает…
Им нужен настоящий социальный педагог, профи, поопытнее и помощнее меня. И я – такого не знаю!

25.5.15, день четвертый. Сидели у моря – и дождались погоды: наступила жара. В воду забегали уже больше, чем двое отважных; а эти двое отважных сидели в воде почти безвылазно. (Я зашла, проплыла пару метров и поняла, что мой респект к ним вырос.)

Schwimmer (4)

Обменялись с Ф.М. „научными гипотезами“ насчет странного феномена; и все равно он остается для меня – чудом.
Наградили мороженым мужественных велосипедистов вчерашнего дня. А также отважных пловцов всех этих дней. А также тех, кто отличился умом и сообразительностью: построили пару палаток-раковин.
Лепили чудесные скульптуры из песка и тел.
„Бог“ потом оказался русалкой, а потом русалкой-андрогином (еще позже архитектурные излишества цензура удалила). Поили его водой. Лили воду на голову. Очень напоминало петергофский фонтан-шутиху „Китайский зонтик“. Еще было трехголовое существо. И осьминог.

Oktopus

В автобусе на обратном пути наверняка теперь уже водитель поразился: туда ехали тихие аутичные с виду дети, назад – шумная команда.

Я страшно рада, что удалось их вытащить –

– к морю, в интересные места, двигаться, любопытствовать и общаться,

– из у-каждого-своей-улиточьей скорлупы, из блиндажей „анти-взрослого-мира“, из виртуальностей нинтендо и смартфонов.

– В настоящего себя. В мир.

 

Юнг о войне и демонах

Послевоенные психические проблемы Германии: интервью Юнга 1945 года.

Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится; для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир. /…/ Немцы проявляют особенную слабость перед лицом этих демонов вследствие своей невероятной внушаемости. Это обнаруживается в их любви к подчинению, в их безвольной покорности приказам, которые являются только иной формой внушения. /…/ комплекс неполноценности, который они пытаются компенсировать манией величия /…/ Это типично юношеская психология, которая проявляется не только в чрезвычайном распространении гомосексуальности, но и в отсутствии образа anima в немецкой литературе (великое исключение составляет Гёте). Это обнаруживается также в немецкой сентиментальности и «Gemütlichkeit» [Уют, приятность], которые в действительности суть не что иное, как жестокосердие, бесчувственность и бездушие. /…/ демонов привлекают по преимуществу массы /…/ демоны будут искать новую жертву. И это будет нетрудно. Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей.

Метафора пьянит и покоряет. Но тут вот какой парадокс: всякий, кто хочет быть трезвым и критичным, просто должен отделиться-отдалиться и с порядочной дистанции задать себе пару вопросов. При всей любви к Юнгу и даже как раз из любви к Юнгу… А именно: не поддаюсь ли я демоническому соблазну общих схем? или еще хуже, демону проекции?

Сам Юнг – не поддался? Он немецкоязычный, но не немец, он себя понимал как швейцарца.

Мы ограждены от этой внушаемости своей малочисленностью. Если бы население Швейцарии составляло восемьдесят миллионов, то с нами могло бы произойти то же самое, поскольку демонов привлекают по преимуществу массы./…/ Нас, швейцарцев, ограждают от этих опасностей наш федерализм и наш индивидуализм. У нас невозможна такая массовая аккумуляция, как в Германии /…/

Значит, выкладки Юнга о подверженности немцев и русских „демонам“ – ерунда?

Просится отступление – не от, зато в: в тему. (Отступление от правил грамматики, зато в тему.)

Давным-давно смотрели в киноклубе ЛГУ „Небывальщину“ Сергея Овчарова. („Нескладуху“ вроде тоже смотрели.) Удивила публика: первый же выступавший озвучил резкое отторжение, в смысле „не замай“. А мы тогда были по-студенчески серьезны, с ходу ввязывались в споры, грудью на амбразуру. Успешно: слова о „способности нации к самоиронии“ спор загасили. Но все та же неискоренимая серьезность заставила додумывать мысль. ПомнИлось: может быть, глобальная критика возможна ТОЛЬКО в форме самоиронии. То есть русские о русских – о да! а русские о немцах – ни-ни! Позже все та же неистребимая серьезность протолкнула в мыслях еще на шажок. (Ну не могу я правильно думать, каждый раз это страшное усилие и труд.) Поводом были „Прогулки с Пушкиным“ Синявского, конкретно – формула „Нет истины, где нет любви“; семя упало на добрую землю, взошло и дало плод. (Прорастало медленно: в воздухе витало еще и что-то о вненаходимости, из Бахтина.) В конце концов получилось нечто вроде: право на горькие истины о „наших“ есть только у „нас“; право – и одновременно обязанность, потому что рост над собой – обязанность…

Пусть я тугодум, зато сейчас мне ясно, что движет людьми в спорах на национальную тему. Что выводит из себя, отчего соскакивают с резьбы и т.д.

Если теперь вернуться к нашему барану, к статье Юнга: он, может, и не вполне прав, но русский блогер, републикующий перевод статьи ради цитаты о русских в конце, сообщает идеям Юнга истинность. Имхо, понятно.

спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности.

По крайней мере это бесспорно…